О возрастных изменениях в психике ребенка

Ребенок, прежде чем стать взрослым человеком, проходит через определенные этапы развития. Каждый их этих этапов характеризуется определенными трудностями, проблемами, целями и задачами. То есть перед ребенком на каждом этапе ставятся вопросы, от решения которых зависит то, насколько успешно ребенок вольется в общество и научится жить в согласии с обществом и самим собой.

Согласно утверждению Джеральда и Марианны Шнайдер Кори «Каждый период жизни ставит перед человеком особые задачи и имеет особый смысл».

Так например, стоит сказать, что в период младенчества, на который приходится первые два года жизни, у ребенка, вследствии прохождения данного возрастного этапа, формируется чувство доверия к себе и внешнему миру. В период раннего детства (от 2 до 6 лет) - развитие чувства автономии, то есть ребенок учится быть активным членом общества, но при этом получает способность быть независимым от некоторых негативных моментов общения в социуме. Это период, когда ребенок идет в детский сад и там, в процессе игровой деятельности он получает возможность вживаться в различные социальные роли и пробовать себя в них. Так например, играя милиционера, врача, космонавта, он пробует себя в этих ролях и в дальнейшем это оказывает определенное влияние на формирование и развитие сознания.

В период, когда ребенок поступает в школу, у него начинается период, когда происходит формирование морально – нравственной сферы, ребенок из возраста, когда он только играл, переходит на этап, когда он должен что – то делать, проявляя волевые процессы.

Отдельно следует коснуться подросткового возраста. Здесь подросток сталкивается с множествами противоречий, которые сводятся к одному главному – с одной стороны подросток в какой-то степени ощущает себя ребенком, с другой стороны от него требуют взрослого подхода, взрослых поступков. В этом возрасте происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности молодого человека – бурное физическое, психическое развитие являются причинами того, что подростковый возраст – время парадоксов, проблем, решая которые, подросток определяется с тем, кем ему быть в этой жизни. Именно в этот период назревает всем известная проблема отцов и детей. И это может стать причиной целого ряда довольно серьезных ситуаций, таких как жестокое обращение, бродяжничество, токсикомания, алкоголизм и т.д.

Завершая небольшой обзор особенностей детских возрастов хочется отметить, что здесь довольно часто присутствует слово «проблема». Следует выделить момент, что данное понятие не следует воспринимать как нечто отрицательное, напротив – когда перед человеком стоят определенные задачи – это приводит к тому, что решая их, человек развивается личностно, приобретая опыт, которым может поделиться с другими.

Кроме этого, обращаясь к родителям, следует сказать, что людей, готовых помочь, довольно много и если в воспитании ребенка или во взаимоотношениях «ребенок-родитель» возникают некоторые трудности, можно всегда найти руку помощи, получить поддержку и внимание со стороны окружающих, которая заключается не только в помощи компетентного специалиста, но и, возможно, в добром слове или теплой улыбке.

изменения в психике ребенка